ЧИСТКА ФОРСУНОК ИНЖЕКТОРА

С повышением экологических норм и требований к производительности двигателя система принудительного впрыска постепенно перекочевала с дизельных агрегатов на бензиновые. Подробно о разных модификациях систем рассказывается в другом обзоре. Одним из важнейших элементов всех таких систем является форсунка.

Рассмотрим распространенные вопросы, касающиеся самой распространенной процедуры, в которой рано или поздно будет нуждаться любой инжектор. Это чистка форсунок. Почему эти элементы загрязняются, если в топливной системе стоит фильтр и даже не один? Можно ли чистить форсунки самостоятельно? Какие для этого можно использовать вещества?

ЗАЧЕМ НУЖНА ЧИСТКА ФОРСУНОК

Форсунка принимает непосредственное участие в подаче топлива в цилиндр (если это непосредственный впрыск) или во впускной коллектор (распределенный впрыск). Производители изготавливают эти элементы так, чтобы они максимально эффективно распыляли топливо, а не просто заливали его в полость. Благодаря распылению происходит лучшее смешивание частиц бензина или дизтоплива с воздухом. Это в свою очередь повышает КПД мотора, снижает вредные выбросы (горючее сгорает полностью), а также делает агрегат менее прожорливым.

Когда форсунки засоряются, двигатель начинает работать нестабильно и теряет свои прежние характеристики. Так как бортовая электроника часто не фиксирует эту проблему, как неисправность, то на начальных этапах засорения на приборной панели не загорается лампочка двигателя.

Водитель может понять, что форсунки перестали работать должным образом по таким симптомам:

1.Двигатель начинает постепенно терять свои динамические свойства;
2.Постепенно наблюдается снижение мощности силового агрегата;
3.ДВС начинает расходовать больше топлива;
3.Холодный двигатель стало сложнее заводить.

Помимо того, что увеличение расхода горючего сказывается на кошельке автомобилиста, если ничего не предпринять, из-за плохой работы топливной системы двигатель начнет испытывать дополнительные нагрузки. Это может привести к поломкам агрегата. А если в машине установлен катализатор, то несгоревшее топливо, содержащееся в выхлопе, заметно сократит рабочий ресурс детали.

МЕТОДЫ ЧИСТКИ ФОРСУНОК АВТОМОБИЛЯ

На сегодняшний день почистить форсунки мотора можно двумя способами:

1.При помощи химических веществ. Промывка для форсунок содержит реагенты, которые вступают в реакцию с отложениями на распылителе детали, и удаляют их. В этом случае может использоваться специальная присадка в бензин (или солярку), которую заливают в бак. Часто в состав таких средств входит сольвент. Другой способ химической очистки – подключение инжектора к промывочной магистрали. В этом случае штатная топливная система отключается от мотора, а к нему подсоединяется магистраль промывочного стенда.Чистка форсунок инжектора

2.При помощи ультразвука. Если предыдущий метод позволяет минимизировать вмешательство в конструкцию мотора, то в данном случае требуется снять форсунки с агрегата. Их устанавливают на очищающий стенд. Чтобы ультразвук имел максимальное действие на отложения, распыляющее устройство помещается в емкость с чистящим раствором. Там же расположен излучатель ультразвуковых волн. Эта процедура проводится, если химическая прочистка не имеет эффекта.Чистка форсунок инжектора

Каждая из методик является самодостаточной. Нет необходимости совмещать их. Специалисты успешно используют каждую из них в одинаковой степени. Единственным их отличием является степень загрязнения распылителей и доступность дорогостоящего оборудования.

ПРИЧИНЫ ЗАСОРЕНИЯ

У многих автомобилистов возникает вопрос: почему топливный фильтр не справляется со своей функцией? На самом деле причина кроется не в качестве фильтрующих элементов. Даже если установить на магистраль самый дорогой фильтр, рано или поздно форсунки все равно засорятся, и их нужно будет промывать.
Топливный фильтр задерживает посторонние частицы, размер которых превышает 10мкм. Однако пропускная способность форсунки значительно ниже (в устройство этого элемента также входит фильтр), и когда в магистрали попадается частичка с размером около 1мкм, она может застрять в распылителе. Таким образом, сама форсунка также играет роль топливного фильтра. Благодаря чистоте топлива в двигатель не попадают частицы, способные нарушить зеркало цилиндров.
Какой бы качественный бензин или солярка ни был, в нем обязательно будут присутствовать такие частицы. Очистка топлива на заправочной станции проходит не так качественно, как того хотелось бы. Чтобы распылители не засорялись часто, лучше заправлять авто на зарекомендовавших себя заправках.

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ФОРСУНКАМ НУЖНА ПРОМЫВКА?

Так как топливо всегда оставляет желать лучшего, помимо твердых частиц оно может содержать большое количество примесей. Их могут добавлять в резервуар продавцы горючего для повышения октанового числа (о том, что это такое, читайте здесь). Их состав разный, но большинство из них не растворяются полностью в топливе. В результате, проходя через тонкий распылитель, эти вещества оставляют небольшое отложение. Со временем оно накапливается, и не будет давать клапану работать должным образом.

Когда этот слой начинает препятствовать адекватному распылению, автовладелец может заметить следующее:

Расход горючего начинает постепенно повышаться;
Заметно снизилась мощность силового агрегата;
На холостых оборотах мотор начинает работать нестабильно;
Во время разгона машина начинает дергаться;
В процессе работы мотора могут образовываться хлопки из выхлопной системы;
В отработанных газах повышается содержание несгоревшего топлива;
Непрогретый мотор плохо заводится.

СТЕПЕНИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ИНЖЕКТОРОВ

В зависимости от качества топлива и эффективности фильтра тонкой очистки форсунки загрязняются с разной скоростью. Также существует несколько степеней засорения. От этого будет зависеть, какой метод нужно будет применять.

Вот три основных стадии загрязнения:

  1. Засорение не более 7%. В этом случае отложения будут минимальными. Побочный эффект – небольшой перерасход топлива (однако это также является симптомом и других неисправностей автомобиля);
  2. Засорение не более 15%. Помимо увеличенного расхода работа мотора может сопровождаться хлопками из выхлопной трубы и неравномерными оборотами коленвала. На этой стадии автомобиль становится менее динамичным, часто срабатывает датчик детонации;
  3. Засорение не более 50%. Помимо перечисленных выше симптомов, мотор начинает очень плохо работать. Нередко происходит отключение одного цилиндра (или нескольких) на холостых оборотах. Когда водитель резко выжимает педаль акселератора, ощущаются особенные хлопки из-под капота.

КАК ЧАСТО НУЖНА ЧИСТКА ФОРСУНОК ИНЖЕКТОРА

Хотя современные качественные форсунки способны отработать миллион циклов, производители рекомендуют периодически прочищать элементы, чтобы они не вышли из строя из-за затрудненной работы.

Если автомобилист выбирает качественное топливо (насколько это возможно в конкретном регионе), то промывка выполняется не реже одного раза в 5-летний период или после преодоления 80 тысяч километров. При заправке бензина худшего качества такую процедуру стоит выполнять чаще.

Когда автовладелец начинает замечать симптомы, упомянутые раньше, не нужно дожидаться, когда придет срок для очистки. Лучше промыть инжектор на ранних этапах. В процессе очистки форсунок обязательным требованием является замена топливного фильтра.

КАК ПРОИСХОДИТ ЧИСТКА ФОРСУНОК

Самый простой способ – залить в бензобак специальную присадку, которая при прохождении через инжектор вступает в реакцию с небольшими отложениями и удаляет их с распылителя. Многие автомобилисты проводят такую процедуру в качестве профилактики. Добавка поддерживает инжектор в чистом состоянии и предотвращает его сильное загрязнение. Такие средства не будут стоить дорого.

Однако стоит учесть, что данная методика больше подходит для профилактических мер, чем для глубокой очистки. Также у очищающих присадок есть один побочный эффект. Они вступают в реакцию с любыми отложениями в топливной системе, а не только очищают форсунки. В процессе реакции (это зависит от степени загрязнения топливопровода) могут образовываться хлопья, которые забьют топливный фильтр. Более мелкие частицы могут закупорить тонкий распылитель клапана.

Это вещество имеет достаточное октановое число для воспламенения в цилиндре, и при этом оно обладает очищающими свойствами. Мотор не подвергается нагрузке, поэтому сольвент может не обеспечивать мощностные характеристики и стойкость к детонации. Самым главным параметром в такой процедуре – моющие свойства вещества.

Такой метод можно провести на любом автосервисе. Главное, чтобы мастер четко понимал, как правильно отключить и затем подключить штатную топливную систему. Сам стенд не требует применения особенных навыков.

СПОСОБЫ ЧИСТКИ ТОПЛИВНОГО ИНЖЕКТОРА

Помимо чистки инжектора без снятия форсунок, существует и процедура, во время которой используется не только химический, но и механический процесс. В этом случае мастер должен уметь правильно снять форсунки с топливной рампы или впускного коллектора, а также обладать пониманием, как работает стенд.

Все снятые форсунки подсоединяются к специальному стенду и опускаются в резервуар с очищающей жидкостью. В емкости также установлен излучатель ультразвуковых волн. Раствор вступает в реакцию со сложными отложениями, а ультразвук разрушает их. Чтобы процедура была более эффективной, на распылители подается электричество. Во время обработки клапаны циклично срабатывают, имитируя распыление. Благодаря этому инжектор очищается не только от наружных отложений, но также чистится и изнутри.

Для нейтрализации такого эффекта используется более глубокая очистка. Большую популярность получила методика очистки при заведенном моторе. Чтобы не «положить» форсунки и не изменить состав топлива в топливной системе, двигатель полностью отключается от штатной магистрали и подсоединяется к очищающей. Стенд подает на мотор сольвент.

По завершении процедуры осуществляется промывка сопел. Все удаленные отложения выводятся из устройства. Также мастер проверяет эффективность распыления жидкости. Обычно такую процедуру проводят при сильных загрязнениях распылителей. Так как процесс достаточно сложный, его должна выполнять рука специалиста. Не стоит соглашаться на очистку в сомнительных мастерских, даже при наличии соответствующего стенда.

Также промыть инжектор можно самостоятельно. Для этого автомобилисту нужно сконструировать альтернативную топливную систему. Она будет состоять из:

  • Топливной рампы;
  • Бензонасоса;
  • Устойчивых к воздействию трубок;
  • 12-вольтового аккумулятора, к которому подключится бензиновый насос и сами форсунки;
  • Тумблера, с помощью которого будет активироваться клапан форсунки;
  • Очищающего средства.

Собирается такая система несложно, вот только если это делает несведущий человек, вместо очистки он просто испортит форсунки. Также некоторые элементы придется покупать. Подготовка к промывке, закупка инвентаря и потраченное время – все это может быть причиной отдать предпочтение автосервису, в котором работу смогут выполнить быстрее и дешевле.

ПРОМЫВКА ИНЖЕКТОРА: САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ НА СТО?

Чтобы воспользоваться очищающими присадками в профилактических целях, автомобилисту не нужно ехать на СТО. В этом случае главное – придерживаться инструкции изготовителя средства. Растворы заливаются непосредственно в топливный бак. Эффективность от таких промывок проявляется только на незакоксовавшихся форсунках. Для старых моторов лучше воспользоваться более действенной очисткой при помощи альтернативной топливной системы. Если выполнить неквалифицированную промывку, можно испортить прокладочные материалы мотора, от чего придется еще и ремонтировать ДВС.

В условиях автомастерской есть возможность проверить эффективность распыления, а также выполнить полное удаление налета. К тому же автомастерская даст гарантию на выполненную работу. Помимо прочистки распылителей на СТО восстанавливают и другие системы инжекторов, что крайне сложно, а в случае с некоторыми моторами вообще невозможно, выполнить в домашних условиях. На известных автосервисах работают опытные мастера. Это еще один довод в пользу профессиональной очистки инжектора.

Итак, выполняя своевременную или профилактическую очистку инжектора, автомобилист не только предотвращает поломку дорогих форсунок, но и других деталей мотора.

Заказать звонок
+
Жду звонка!